Разыскание, что есть дьявол, является для человечества таким же важным, как и поиск истины. При известном формальном определении дьявола — он есть «абсолютное зло» — всегда остаются предметом живого интереса и тщательного поиска его содержательные определения. Различные специалисты (а особенно часто — практики) в разных областях гуманитарного знания давно обращаются к образу дьявола, и самый важный из исследователей последних десятилетий — Дж.Б. Рассел, известный американский культуролог, чьи работы начали переводиться на русский язык совсем недавно. В его книгах, выпущенных в 70-80-х годах и посвященных представлениям о дьяволе в различные эпохи истории Европы, собрано множество фактического материала, которым мы будем пользоваться в настоящем очерке.
Однако прежде, чем мы обратимся к его исследованиям, нам следовало бы прояснить собственные основания, ведь при первом приближении, дьявол есть именно разум, стремящийся к истине. Самые ранние его отблески видны нам в первобытной тьме, когда человечество, ведомое еще смутным тогда разумением, раз и навсегда отделилось от природы. С тех пор разум окончательно обосновал свою автономию, право и необходимость розыска истины и преобразования окружающего мира по собственному усмотрению даже при наличии угрозы самому существованию человечества, которое может быть абсолютно спокойно: за него отомстят. Механическое царство, способное погубить человека, впоследствии погибнет само, ибо им будет руководить все тот же разум. Поиск истины ценою собственного существования — совершенное определение дьявола, который, уничтожив нас, убьет и себя. Философия, на первый взгляд, тоже не свободна от подобных обвинений, однако это не так. Философия есть мыслящее рассмотрение предметов, и призыв к научности и точности в философии вовсе не значит призыв к разуму. Мышление — это вовсе не то же самое, что разум. Мыслить — это то же, что и быть. На таком основании мы можем относительно безопасно заниматься поисками дьявола, хотя сам этот поиск внушает недоверие, ведь дьявол всегда находится именно там, где его ищут.
читать дальше
Однако прежде, чем мы обратимся к его исследованиям, нам следовало бы прояснить собственные основания, ведь при первом приближении, дьявол есть именно разум, стремящийся к истине. Самые ранние его отблески видны нам в первобытной тьме, когда человечество, ведомое еще смутным тогда разумением, раз и навсегда отделилось от природы. С тех пор разум окончательно обосновал свою автономию, право и необходимость розыска истины и преобразования окружающего мира по собственному усмотрению даже при наличии угрозы самому существованию человечества, которое может быть абсолютно спокойно: за него отомстят. Механическое царство, способное погубить человека, впоследствии погибнет само, ибо им будет руководить все тот же разум. Поиск истины ценою собственного существования — совершенное определение дьявола, который, уничтожив нас, убьет и себя. Философия, на первый взгляд, тоже не свободна от подобных обвинений, однако это не так. Философия есть мыслящее рассмотрение предметов, и призыв к научности и точности в философии вовсе не значит призыв к разуму. Мышление — это вовсе не то же самое, что разум. Мыслить — это то же, что и быть. На таком основании мы можем относительно безопасно заниматься поисками дьявола, хотя сам этот поиск внушает недоверие, ведь дьявол всегда находится именно там, где его ищут.
читать дальше