Христианская идея, взятая во всей ее полноте, содержит в себе принцип нравственного осуждения всеобщего зла. Она ни при каких обстоятельствах не может ни породить, ни даже просто стимулировать культ дьявола. Он может возникнуть лишь вопреки христианству, имея формальным основанием абсолютизацию одного из моментов христианской идеи, которую можно, пользуясь философской терминологией, определить как чистую отрицательность, дуализм.
Дуалистическое религиозное содержание развивалось в первую очередь в рамках еретической линии раннего антихристианства. В период формирования церковной догматики христианская демонология выступала в двух основных формах: церковно-ортодоксальной и сектантско-еретической, которым в более или менее явно выраженной степени был присущ культ дьявола, демонов и бесов. Однако следует отметить, что в церковно-ортодоксальной и сектантско-еретической формах христианской демонологии было довольно большое количество различий в отношении к культу дьявола. В рамках официальной церковной догматики вряд ли было возможно рождение культа дьявола. Иное дело - еретические течения дуалистического характера. Разрабатываемое в их рамках вероучение, которое в различных формах дожило до эпохи средневековья и оказало большое влияние на многие духовные течения в ту эпоху, действительно могло привести к каким-либо формам поклонения дьяволу.
читать дальшеИдейным источником и своеобразным "инициатором" всех христианских ересей, главным соперником христианства в борьбе за духовное влияние в 1-3 веках н.э. был гностицизм.
Не имея достаточно надежных исторических источников, я не стану рассматривать вопрос о том, насколько уже в рамках самого гностицизма была реализована возможность поворота к культу дьявола. Для меня, прежде всего, важна та роль, которую сыграл гностицизм в распространении дуалистического мировоззрения в условиях зарождающейся христианской культуры, поскольку, по моим данным, это было главной предпосылкой возникновения массового культа дьявола (во всяком случае - развития представлений об этом культе, которые стали впоследствии существенным элементом массового сознания).
Гностицизм принадлежал к числу тех духовных течений прошлого, которые потенциально могли стать мировой религией. Как и многие другие еретические течения, гностицизм отличался неразборчивостью и тяготением к магическим и мистическим культам, эзотерическим учениям прошлого. Современнику часто было неясно, кому же служат в конечном итоге представители еретических течений - Богу или дьяволу? В результате ортодоксальная церковь выдвинулась на первый план.
Видимо, серьезным испытанием для церкви стало соперничество манихейства, которое возникло при непосредственном влиянии гностицизма. Именно на основе манихейства сформировались ереси катаров, альбигойцев, павликан и других, в связи с которыми в средние века был широко поставлен культ дьявола. Понятие манихейства со временем приобрело значение синонима ереси и дьяволизма. В последнем значении оно употреблялось еще в 18 веке.
Другим важнейшим источником, стимулировавшим развитие христианского учения о дьяволе и о природе мирового зла - было язычество.
Своим учением о демонической природе языческих культов Августин и Тертуллиан, другие отцы и учители церкви, у которых при внимательном рассмотрении можно найти, в общем, сходные положения, предопределяли характер последующей интерпретации церковниками языческой культуры. Это отношение, впрочем, оставалось двойственным, поскольку часть прежних культовых форм церковь все же стремилась использовать в своих целях. Однако тенденция в демонизации языческого наследия явно преобладала.
Представители христианской церкви использовали концепцию, отождествляющую языческие богослужения с культом дьявола в целях закрепления своих культурных традиций. Объявление языческих богов демонами должно было ускорить формирование у вновь обращенных негативное отношение к ним и сделать более понятной необходимость приобщения к вере Иисуса. Но данный подход имел и оборотную сторону, т.к. личностные черты и особенности (колорит) дьявола увеличивался с течением времени за счет ассимиляции языческих божеств и культов.
Можно сказать, что представление о дьяволе является достоянием религиозного сознания в достаточно высокой степени его развития, когда оно способно фиксировать нравственные категории добра и зла в качестве абсолютного. При этом дуалистическая форма религиозных представлений создает предпосылку признания равнозначности абсолютного добра и абсолютного зла как двух начал мироздания. При этом сознание оказывается перед выбором того или другого в качестве высшей цели и ценности жизни, что можно характеризовать как выбор объекта культа.
В принципе, можно дать общее определение культа дьявола как форму религиозной практики, имеющей своим содержанием мифологизированный мистический опыт отношения человека к окружающей его действительности на основе служения злу как таковому, понимаемому в качестве одного из начал мироздания.
Следует обратиться к тем историческим образованиям, в которых культ дьявола и образ его имели наибольшее значение в культурной жизни. С моей точки зрения, таким уникальным моментом в истории человечества было европейское Средневековье. продолжение
@темы:
Собрание истин и заблуждений