Трансформация образа дьявола в массовой культуре и современных медиа

Сатана, Вельзевул, Люцифер, Мефистофель – человек знает множество имен для обозначения сущности, с древнейших времен и по сей день являющей собой персонифицированное зло. Его образ стал неотъемлемой частью не только религиозной, но и массовой культуры. Настолько неотъемлемой, что вряд ли возможно всецело познать природу человека, не изучив и, не поняв природу представлений о воплощении злого начала. Немаловажной задачей является рассмотрение одной из составляющих этого феномена – внешнего образа. Можно использовать имя Дьявол как наиболее распространенное в обществе, и, обозначив тенденцию к антропоморфизации Дьявола, как основополагающую, выделить 4 ступени развития образа: Зверь, Падший ангел, Путник и Буржуа. Рассматривая такое развитие, его эволюции от дикого зверя до обычного человека, мы становимся свидетелями изменения общественного отношения к злу как таковому.

Зверь
Образ Дьявола-Зверя наиболее архаичный из всех представленных. Копыта, рога, хвост – неотъемлемые атрибуты данного персонажа. Его формирование непосредственно связано с христианской интерпретацией языческих божеств и демонов. Еще у Данте, а позже и у Мильтона видно, как Титаны и Боги Древней Греции и Египта находят свой приют в Преисподней. Вслед за ними и сам Князь Тьмы приобретает черты героев языческой мифологии.



Дьявол из "Фантазии" Диснея

В своих крайних формах, пользующихся особой популярностью у создателей видео игр и комиксов, такой образ Дьявола почти полностью лишается ангельских и человеческих черт, становясь уродливым звероподобным существом. В тоже время, такая форма Сатаны позволяет ему достаточно органично вписываться в окружающую его природную среду. Так, дантевский Дьявол, настолько крепкий и грубый, что поэт и Вергилий взбираются по нему, как по скале, в «Фантазии» Уолта Диснея предстает пред зрителем, как неотъемлемая часть вершины Лысой Горы. Он являет собой элемент природы, приравнивается к ней всем своим естеством.
Слияние Дьявола с природой в данном случае является отображением общественного представления о «дикой» природе зла. Порой животное настолько вытесняет из данного образа все человеческое, что перед нами предстает уже не падший ангел, а адский зверь, чудовище, зародившееся в мифологических образах древности. Исполинский рост Титанов, рога и копыта греческого Пана – все это бережно взято из верований античной эпохи. Отождествление Дьявола с природой, и образ его с заимствованными из всех животных царств чертами имеют два основных толкования. С одной стороны – символизирование того, как каприз и злоба его ругаются над законами природы и насилуют ее строй. С другой стороны – в этой анантропоморфизации выражены вся отчужденность и весь страх современного человеческого общества перед дикой природой.


Падший Ангел
В современной массовой культуре существует и обратное от «дикости» движение в трансформации Дьявола. Оно представляет собой очеловечивание и облагораживание Князя Тьмы, являясь новой ступенью развития образа. Падший Ангел – одна из немногих форм Дьявола, в полной мере сохраняющая свой библейский характер. Связано это с тем, что данная модификация персонажа априори не может быть изъята из своего религиозного контекста, представляющего собой мотив изгнания из Рая. Традиция «облагораживания» внешнего вида Дьявола была основана Спинелло Арентинским и Джоном Мильтоном, развита усилиями Байрона и Лермонтова – и везде подчеркивалась ангельская сущность Падшего, разнообразно преломленная в пространстве Преисподней. Ангельский облик, ангельские манеры, крылья за спиной – все это атрибуты его прошлой жизни, трансформируемые культурой вследствие многообразия воззрений. Крылья могут чернеть, приобретая черты тех, что есть у летучих мышей, – если перед нами падший, изгнанный, но не покоренный дух, властитель Преисподней, как в знаменитом комиксе Нила Геймана “Sandman”.




Образ из комикса Lucifer издательства Vertigo

Такие черты во многом продиктованы дьявольским стремлением к низвержению Бога, в определенной степени обезображивающим ангельский лик. В то же время этот процесс искажения внешности не допускает полного изъятия ангельских черт, так как иначе внешний вид Сатаны не будет соответствовать его «высокой» цели. В свою очередь, отмирание крыльев Люцифера и поиск эстетически прекрасного в его образе связаны с обращением Дьявола в философскую идею. Он становится владыкой – символом человеческой мысли, торжествующим в воображении человека, бунтующего над своими исконными небесными врагами, отображающими земную власть. Так, сообразно с этим моральным повышением становится он и физическим красавцем. Это эстетическое отношение к Сатане, как олицетворению прекрасной и гордой мысли неповиновения, стало основой образа в таких комиксах, как Hellblazer и Lucifer. Причина данного осмысления образа Дьявола непосредственно связана с мотивом бунта, вызова и неповиновения в современной культуре. Исторические события второй половины XX века сформировали необходимость появления в массовой культуре персонажа, который мог бы в полной мере отобразить политические и религиозные воззрения современного общества. Таким олицетворением и стал Дьявол, трансформировавшийся из персонифицированного Зла в Героя, восставшего против властителей этого мира – Бога и слуг его Ангелов.

читать дальше

Источник

@темы: Собрание истин и заблуждений

Комментарии
14.01.2011 в 10:55

Хорошо покопались Мандор Савалл =)
14.01.2011 в 18:11

Альтаир Ксавье спасибо, однако статья не моего производства)))
18.01.2011 в 19:12

Мандор Савалл

Я с Альтом полностью солидарен) Читать очень интересно)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии