Феофил Раскаявшийся или Феофил из Адана (ум. в 538 г.) был священником, заключившим сделку с дьяволом, как говорят, ради того, чтобы возглавить церковную епархию. Легенда о нем важна потому, что это старейшее, из сохранившихся, практически, без изменений за 1.5 тыс. лет, упоминание о заключении договора с дьяволом.
Евтихий, выдающий себя за очевидца событий, является автором удивительной истории о Феофиле. Хотя Феофил считается историческим персонажем, легенда, связаная с ним, считается апокрифом (текст, не признанный церковью) по своей природе.
Феофил был архидиаконом Адана, в Северной Киликии (сейчас эта территория является частью Турции). Он был единогласно избран епископом, но из смирения и кротости отказался принять сан. Другой человек был назначен на его место. Новый епископ решил отдалить от себя Феофила, оговорил его, обвинил в колдовстве и на основании этого лишил сана архидиакона. Тогда Феофил пожалел о своем смирении и ради торжества справедливости решил вступить в сговор с сатаной, положившись на помощь колдуна, разбиравшегося в этом. Колдуном оказался "старый злой еврей", что привел монаха на волшебный перекресток и прочитал магию призыва. Явился дьявол и в обмен на помощь потребовал, чтобы Феофил собственной кровью подписал отречение от Христа и Девы Марии. Феофил выполнил уговор, и дьявол устроил все так, что вскоре Феофил был оправдан церковными властями и получил сан епископа.
Годы спустя, опасаясь за свою душу, Феофил раскаялся в содеянном и молился Богородице о прощении. После сорока дней поста Богородица явилась ему и стала осуждать его поступок. Феофил искренне просил прощения, и тогда Мария обещала ходатайствовать о нем перед Богом. Затем Феофил постился еще тридцать дней, после чего Мария явилась ему снова, и даровала отпущение грехов.
Сатана не пожелал уступить свою власть над Феофилом: через три дня священник проснулся и обнаружил слова проклятого договора на собственной груди. Тогда он прилюдно огласил историю о сделке с дьяволом, затем сжег договор, и возликовал от радости, что свободен от бремени ужасной сделки.
читать дальшеНесколько интерпретаций легенды дополняют историю с Феофилом:
▪ Поводом Феофила к заключению сделки с дьяволом была зависть.
▪ Маг, который помог Феофилу пойти на сделку с дьяволом, упоминается как еврей, что вводит подтекст антисемитизма в историю. Следует отметить в этом контексте конкретные ссылки в легенде на отречение от Христа и Девы Марии.
▪ Маг полностью отсутствует, Феофил пошел на сделку с дьяволом самостоятельно.
▪ Феофил еще сутки после подписания договора раскаивается в содеянном, так как епископ извиняется перед ним.
▪ Мария появляется сразу, как только Феофил начинает молиться.
▪ Мария не появляется сразу, но договор Феофила появляется на груди на следующее утро после первой молитвы ей.
▪ Дьявол наградил Феофила большим богатством – в дополнение к его положению в Церкви. Это богатство после смерти прощенного Феофила раздается бедным.
Возможным источником для легенды о Феофиле считается роман II в. "Золотой осел".
История с Феофилом сыграла определенную роль в установлении значения праздника Покрова Пресвятой Богородицы, являясь первоисточником для последующего рассказа с участием изгнания бесов. Значение Девы Марии в богословии усилилось в XI веке. Рассказ был использован для демонстрации ее власти и необходимости в ее заступничестве следующих святых: Петра Дамиана (XI в.), Бернара Клервосского (XII в.), Антония Падуанского (XIII в.), Бонавентуры (XIII в.) и гораздо позднее Альфонса Лигуори (XVIII в.).
В XIII в. история Феофила легла в основу пьесы Рютбефа "Чудо Феофила" (Le Miracle de Teophile).
Текст договора с дьволом там звучал так:
Всем, кто прочтет эту рукопись, я, Сатана, объявляю, что судьба Феофила изменилась. Теперь он мой вассал, что он и заверил на этой рукописи оттиском своего перстня и подписью своей кровью, ибо никакие другие чернила здесь силы не имеют.
История Св. Феофила является важным примером отношения богословия к колдовству. Как показано в легенде, вызов черта первоначально не считается смертным грехом, и неприятности Феофила произошли только из-за того, что он продал душу, а не из-за того, что обращался к дьяволу с просьбой.
Ситуация изменилась в конце XIII в. и в XIV в.: ряд инквизиторов, таких как Бернар Гун, стремилась расширить власть инквизиции, целью которой было уничтожение ереси, колдовства, определенного как одна из форм ереси. Соответственно, Феофил явил пример реального еретика за его связь с дьяволом.
Драма Гете "Фауст" в значительной степени основана на легенде о Св. Феофиле и заканчивается вознесением Фауста на небо. Фаусту прощена его ересь, так как он желал понять сущность Бога и природы.
Легенда XVII в. о парижском докторе Ценодоксе (Cenodoxus), предшествовавшая легенде о Фаусте, тоже могла быть вдохновлена историей о Св. Феофиле.Источник