• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:00 

Сатана: бог или анти-бог?

Иоганн Араго
Согласно иудео-христианским мифам, человек отпал от своего "Создателя", вкусив плод от Древа Познания, обретя тем самым мудрость и самосознание. Это ему предложил Змей-Сатана. И это открыло перед ним путь к потенциальной божественности. Но это же навлекло на человека немилость Создателя (Быт. 2-3).

Легенда Книги Бытия представляет собой иудаистическую разработку вавилонского мифа творения, где лишь вскользь упоминается о том, что Человек навлек на себя гнев Богов, приобретя божественное свойство мудрости. Змей также сыграл в этом некую роль (Дж.Смит, "Халдейские взгляды на сотворение мира"). И в вавилонском, и в библейском мифе центральное место занимает тема отпадения Человека от Бога (Богов) вследствие обретения им божественных атрибутов при помощи Существа, которое набожные люди по этой причине считают "дурным". Дар Сатаны, таким образом, заключался в освобождении челоека от подчинения богам и зависимости от них, от унылого и статичного довольства "Эдема", где на протяжении долгих тысячелетий все остается неизменным и однообразным, если не считать причуд божества. Еще точнее будет сказать, что Человек был освобожден "Змеем" от поклонения божеству, точь-в-точь как сам Сатана освободил себя и множество ангелов от бога-тирана, что блестяще описал Джон Мильтон в "Потерянном рае" и д-р Майкл Аквино, Верховный Жрец Сета, в своей книге "Дьяволикон". "КОЩУНСТВО! Поклонение какому бы то ни было Богу, в том числе и в особенности дьяволопоклонство, это - настоящее кощунство по отношению к Сатане. Дьяволопоклонство - это отрицание самого Дара Сатаны, ибо он пообещал Человечество, что мы будем "как боги", освободившись от тиранической власти Бога. Современные психологи называют это самоактуализацией; антихристианский философ Ницше называл это самопреодолением; в обоих определениях акцент стоит на "самости", освобожденной от стадного инстикта и конформизма, предписанных религиозными или социальными предрассудками. Единственный "бог", которому поклоняется Сатанист, - это его собственное "я", движущееся к божественному состоянию. Всякое другое поклонение обесценивает Дар Сатаны. Этот принцип прекрасно выразил Анатоль Франс в своем "Восстании ангелов". Сатана идет войной на Небеса и побеждает. Он низвергает Иалдабаофа (Иегову) в ад и занимает его трон... "И Сатана обрел наслаждение в славословиях и прославлении его милости; ему понравилось слушать, как восхваляют его мудрость и силу... Сатана, в былые дни содрогавшийся при единой мысли о том, что весь мир полон страданий, теперь почувствовал, что неуязвим для жалости. Он посчитал страдания и смерть прекрасными следствиями своего всемогущества... аромат крови жертв возносился к нему сладким благовонием. Он стал осуждать разум и ненавидеть любопытство. И сам он отказывался узнавать что-либо новое, ибо страшился, что приобретя новое знание, он покажет всем, что не был с самого начала всеведущим... Густые испарения Теологии заполнили его мозг... Так проходили века, подобно мгновениям. И вот однажды с высоты своего престола он устремил взор в адские глубины и увидел Иалдабаофа в геенне, где сам он так долго томился в оковах. Иалдабаоф, заточенный в царстве вечной тьмы, все еще сохранял былое величие. Почерневший и изможденный, ужасный и надменный, он метнул яростный, полный гордого презрения взгляд вверх, на дворец Владыки Небес, а затем снова отвернулся. И тогда новый бог, глядя на своего врага, заметил на его скорбном лице свет понимания и любви. О, да! Теперь уже Иалдабаоф созерцал Землю, и увидев ее погрязшей в жестокости и страданиях, он ... поднялся... и поспешил туда, чтобы наставить и утешить человечество... Но все это было лишь ночным кошмаром, привидевшимся Сатане. Он еще не начал своей войны против Бога. Он проснулся в холодном поту...

читать дальше

@темы: Собрание истин и заблуждений

21:10 

Плотвичка
12:37 

"Ангел или демон" (Испания, 2011)

Обсидиановая Сэйоо
Поумней или умри. (с) Загадочник

На протяжении многих веков длится противостояние добра и зла. Каждый день люди сталкиваются с вмешательством потусторонних сил. Ангелы и демоны находятся среди нас и ведут непрестанную борьбу за человеческую душу. Демоны придумывает все более изощренные ухищрения, чтобы очернить чистые души. Они манипулируют судьбами невинных людей, пытаясь обратить их ко злу. Порой даже ангелы не могут устоять перед соблазном и искушениями. Отдавшись во власть греха, они становятся падшими душами и пополняют ряды демонов. Тем не менее, небесным воинам света и добра удается отыскать в земном мире и тех людей, чьи души настолько чисты и непорочны, что никакому демону не под силу заполучить их. Они хранят земных ангелов и обучают для того, чтобы однажды они обрели крылья и бессмертие.

Простая семнадцатилетняя школьница Валерия никогда не подозревала о своей истиной природе. Она – земной ангел. Уже около ста лет в этом бренном мире не встречались люди, обладающие такой кристально чистой душой как у Валерии. От своего наставника Натаэля девушка узнает, что призвана бороться с демонами и спасать невинных людей от их влияния. Но не только силы света видят в Валерии огромный потенциал. Демоны желают заставить ее свернуть на тропу зла. Теперь, чтобы выполнить свою миссию, девушка должна научиться противостоять соблазнам, которые готовят для нее враги всего человечества.
Ситуацию осложняет то, что на пути Валерии встречается Демиен, прекрасный падший ангел, подосланный демонами, чтобы совратить девушку. Он покорил её сердце, и она оказывается перед сложным выбором: исполнить своё божественное предназначение или быть рядом с возлюбленным. Вместе с тем, Демиену становится все сложнее выполнять свое задание, ведь он тоже полюбил Валерию…

P. S. Кто еще смотрел сериал?

@темы: Код доступа в Небеса

13:21 

Иконография Дьявола

Иоганн Араго
Вопрос иконографии Дьявола - подобие вопросу об его архетипе в целом. Тут и естественные черты-символы, действительно имеющие отношение к архетипу, и вульгарные трактовки, и попытки обезобразить.

Стержень портрета Дьявола представляет собой область пересечения черт, которые приписываются ему последователями и избегателями. Только для первых эти символы мощи, а для вторых - ужаса. Другие мазки наносятся на портрет его противниками с целью отвращения.

Чтобы придать кому-либо великий и/или ужасный вид (есть объединяющее понятие - чудовищный1), чел-овеческая фантазия прибегает к следующим очевидным приемам:

1. Увеличение размеров. Обычно Сатана воображается гигантом, хотя представители враждебных ему конфессий иногда и стремятся представить его мелюзгой (не так страшно).

2. Увеличение количества членов. На Дьяволе этот прием применяется относительно нечасто. Лучшей иллюстрацией ему может служить индуистский пантеон, богатый многоголовыми, многорукими, многоглазыми и т.д. персонажами. С помощью этого подхода обгадить сложно. Даже двойной-тройной пенис, упоминающийся христианскими демонографами, не является для нас порочащей деталью.

3. Заимствование подходящих элементов, например, у животных. Тут возможно два подхода. Во-первых, Дьявол наделяется чертами хищных и опасных животных, с чем согласны обе стороны. Во-вторых, недолюбливающая его сторона любит замешивать сюда же гены зверей, кажущихся им просто несимпатичными и гротескными: свиней, обезьян и т.д.

читать дальше

@темы: Собрание истин и заблуждений

07:57 

Демон

Обсидиановая Сэйоо
Поумней или умри. (с) Загадочник
13:28 

Славянская иконография дьявола

Иоганн Араго
Теперь немного об отечественной иконографии.
Наша иконография дьявола, впрочем, как и демонология, от импортной отличается скудностью деталей и полным презрением к демоническому племени. В древней православной традиции церковной росписи (понятно, что дьявола никогда не писали на самих иконах) существовало незыблемое правило – раз алтарь (символизирующий рай) находится всегда на востоке, то ад и все, что с ним связано, находятся на западе. По этому западные стены древних церквей нередко украшали росписи адских мук, адских созданий и самого ада. Потом такая традиция была утрачена и в более современных храмах и соборах, начиная с построек 17-18 веков, вы больше не увидите адских сцен на западных стенах православных церквей.

читать дальше

@темы: Собрание истин и заблуждений

13:23 

Люцифер

Иоганн Араго
Несколько вариаций на тему:





смотреть дальше

@темы: Собрание истин и заблуждений

14:38 

Сатана

Иоганн Араго
«Мистическая история» Дьявола сложилась еще до начала средневековья. Согласно традиции, Дьявол - один из высших чинов небесной иерархии, серафим Люцифер (лат. «светоносный», а также «утренняя звезда», т.е. Венера), восставший со своими присными, частью ангелов, против Бога. По одной версии, бунт против Бога произошел из желания Люцифера занять место Всевышнего; изгнание мятежных ангелов из рая (1/10 от общего количества) приводит Бога к мысли восполнить их число, что побуждает его создать человека, дабы праведные заняли на небесах место падших ангелов. Другая версия утверждает, что Люцифер отказался поклониться Адаму как высшему божьему творению и взбунтовался. В любом случае центральная причина мятежа — гордыня, а одно из последствий — ненависть Дьявола к людям. Люцифер и последовавшие за ним низвергнуты Богом и небесным воинством во главе с архангелом Михаилом в ад, каковой и является державой Дьявола и подчиненных ему бывших ангелов, а ныне бесов. Земной мир, как лежащий во зле, - также, до определенной степени, территория Дьявола, именуемого потому «князь мира сего»(Иоан. 12,31). Опираясь на слова Христа: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молния» (Лук. 10, 18) и ряд иных новозаветных текстов (например, Иоан. 16,11) раннехристианские мыслители (например, Иреней Лионский, II в.) говорят о вторичном падении Дьявола и окончательном осуждении его. В будущем, однако, Дьяволу предстоит кратковременное торжество во дни Антихриста (Отк. 13), после чего он будет низвергнут в бездну ангелом (традиция настаивает — архангелом Михаилом) и проведет там, скованный, тысячу лет, но после завершения тысячелетнего Царства Божьего Сатана будет освобожден (неясно как), снова подымется со своими присными на Бога, но присные эти будут поражены небесным огнем, «а Дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк. 20, 10). Это событие окажется началом Страшного суда. Раннехристианский мыслитель Ориген (ок. 185—253/254) учил, что в конце мира все отпавшие от Бога возвратятся к нему и будут прощены, в том числе и Дьявол (т.н. доктрина апокатастасиса, т.е. восстановления, возвращения). Эта идея, находившая последователей вплоть до XX в., была признана еретической еще ранней церковью.

по ссылке много и с картинками

@темы: Собрание истин и заблуждений

11:03 

"Конец света" (1999)

Обсидиановая Сэйоо
Поумней или умри. (с) Загадочник
Смотрела этот фильм давным давно. С виду обычная история о рождении Антихриста и т. д. Зацепила игра актера в роли главного злодея (Люцифер вселился в какого-то человека). И эта фраза: "Я смогу вытерпеть боль от пребывания в церкви, а что сможете вытерпеть вы?" (потом была резня в храме :evil: ). И: "Вы всего лишь смертные, а я - навсегда".


@темы: Код доступа в Небеса

12:55 

Робер Мюшембле. Истории дьявола. Главы из книги

Иоганн Араго
<...> Лютер разделял многие народные верования, связанные с дьяволом; в частности, он считал, что любимым местопребыванием демонов являются Пруссия и Лапландия. Еще он свято верил в дьявольскую собаку, рыскавшую на землях Саксонии и вынюхивавшую слабых в вере. Тот, кто встречал эту собаку, обычно вскоре умирал. Лютер винил Сатану в распространении чумы и был уверен, что многие болезни происходят по вине приспешников дьявола, забирающихся в тело и творящих там свое черное дело; к таким дьявольским болезням он относил сумасшествие, сифилис, хромоту, слепоту, немоту, глухоту и паралич. Огромное впечатление производили на Лютера дети-уроды. Он утверждал, что лично неоднократно встречал врага рода человеческого. История о чернильнице, которую он якобы метнул в дьявола в замке Вартбург, на самом деле относится к концу XVI века, и изначально бросал чернильницу сам дьявол: роли поменялись только спустя полвека.
В “Беседах” содержится множество коротких историй о проказах Лукавого, смущавшего сон отца Реформации и столь дерзко с ним спорившего, что Лютеру даже приходилось кричать дьяволу: “поцелуй меня в задницу” — и этой фразой обращать его в бегство. Таким образом, Лютер сам использовал оружие Сатаны, чье “лицо, раположенное ниже спины”, колдуны, согласно всеобщему поверью, целовали в знак повиновения. Лютеру случалось встречаться с нечистым даже в собственной постели, и он утверждал, что спал с ним рядом гораздо чаще, чем с собственной женой. Однажды обнаружив у себя в постели собаку, Лютер выбросил ее в окно, ибо собак в Вартбурге никогда не было. В следующий раз Лукавый начал швырять в реформатора потолочные балки, орехи и трясти кровать; история эта вскоре стала известна широкой публике.

Постоянное пребывание ставшего поистине полиморфным демона по соседству с людьми — само по себе не новость. Лютер унаследовал это видение нечистого из средневековых повестушек об одураченном дьяволе, многие из которых под его пером превратились в шутовские сценки с участием дьявола. Но, в отличие от средневековых анекдотов, он подчеркивает злокозненный аспект действий беса, тесно связывая Сатану, а точнее легионы его специальных приспешников, с человеческими грехами: яд греха отравляет душу, потому что в тело вселился бес.

@темы: Собрание истин и заблуждений

10:16 

Обсидиановая Сэйоо
Поумней или умри. (с) Загадочник
Ангелы - певчие птички райского сада. С роскошными крыльями и прекрасными голосами. Сидящие всю жизнь в золотых клетках. (с)

@темы: Собрание истин и заблуждений

08:56 

Инокиня Марфа

Обсидиановая Сэйоо
Поумней или умри. (с) Загадочник
Я видела тебя еще ребенком…
Веселым. Кажется, счастливым.
Я слышала, как сердце бьется,
Внимая Богу суетливо.

Ты торопилась в Рай попасть…
Сейчас торопишься, быть может…
И за Христа хотела ты страдать!
Хотела вырвать сердце, сбросить кожу!

Потом попала в монастырь,
И приросла к нему навечно.
Поверила в свой иллюзорный мир.
И жизни здесь предпочитала бесконечность…

Но я скребусь в твое окно!
Все стены из молитв, увы, бессильны
Предотвратить все то, что быть должно!
Молись, крепись, будь сильной!

Ах, Марфа…. Разве не смешно?
Ты так стараешься. О, ужас!
Живешь ты так, как вам разрешено…
И за Христа страдаешь, и сбрасываешь кожу…

Ты повзрослела, даже постарела.
Живешь ты так, как вам разрешено!
Ты в списке мертвых будешь первой…
А я смотрю в твое окно!

4 октября 2009 г.

@темы: Код доступа в Небеса

12:42 

Культ Дьявола

Иоганн Араго
Христианская идея, взятая во всей ее полноте, содержит в себе принцип нравственного осуждения всеобщего зла. Она ни при каких обстоятельствах не может ни породить, ни даже просто стимулировать культ дьявола. Он может возникнуть лишь вопреки христианству, имея формальным основанием абсолютизацию одного из моментов христианской идеи, которую можно, пользуясь философской терминологией, определить как чистую отрицательность, дуализм.

Дуалистическое религиозное содержание развивалось в первую очередь в рамках еретической линии раннего антихристианства. В период формирования церковной догматики христианская демонология выступала в двух основных формах: церковно-ортодоксальной и сектантско-еретической, которым в более или менее явно выраженной степени был присущ культ дьявола, демонов и бесов. Однако следует отметить, что в церковно-ортодоксальной и сектантско-еретической формах христианской демонологии было довольно большое количество различий в отношении к культу дьявола. В рамках официальной церковной догматики вряд ли было возможно рождение культа дьявола. Иное дело - еретические течения дуалистического характера. Разрабатываемое в их рамках вероучение, которое в различных формах дожило до эпохи средневековья и оказало большое влияние на многие духовные течения в ту эпоху, действительно могло привести к каким-либо формам поклонения дьяволу.

читать дальше

продолжение

@темы: Собрание истин и заблуждений

13:20 

Настоящий диавол. Изучение с точки зрения Библии

Иоганн Араго
Начнем с начала. Такие слова, как “сатана”, “диавол”, “бесы”, “денница”, или же “Люцифер”, “падшие ангелы” и тому подобное, просто-напросто не встречаются в книге Бытие. Во всем Ветхом Завете говорится, что исключительно один только Бог обладает всею силой и властью, Которому нет равных во всей Вселенной. Из Ветхого Завета совершенно ясно видно, что любой “противник” народа Божия действовал и был подвластен исключительно только Господу Богу. Обо всех Ангелах говорится, как о праведных и послушных служителях Божиих - даже о “злых ангелах”, которые могут погубить грешника, но все же, не без воли Божией. И народ Божий Израиль какое-то время верил в это - до тех пор, пока, как это часто происходило в истории народа Божия, они не подмешали в свои истинные верования суеверия окружающих их народов. Самые первые из Иудейских раввинов уже говорили о стремлении человека одинаково как ко злу (ецер ха-ра), так и к добру (ецер ха-тоб). Стремление ко злу было персонифицировано и образно названо “диаволом”: “сатана и ецер ха-ра - одно и то же”. Те же самые первые раввины отвергали мысль о восставших ангелах, а так же особенное их неприятие вызывала идея о том, что змеем в книге Бытие был сатана. В те времена “диавол Иудеев был ничем иным, как простой аллегорией, иносказанием стремления человечества ко злу”. Стоит отметить, что издатель Талмуда в предисловии отметил, что ни в Талмуде, ни в Мидрашах не упоминается ни сатана, ни падшие ангелы.

Хананейская мифология

Было очень верно отмечено, что “сатана, в том виде, в котором мы его себе представляем, совершенно отсутствует в еврейской библии”. Ветхий Завет говорит о том, что всей властью обладает исключительно один только Бог, Которому нет равных, и что грех порождается в уме человека. Так же ничего не говорится ни о войне между Ангелами, ни о том, что некоторые ангелы пали с небес на землю. Вместо этого Библия время от времени упоминает мифы окружающих Израиль народов о сатане, как личности, или же о чем-то близком к нему, для того чтобы развенчать этот миф. Древний Восток буквально изобиловал всевозможными историями о вселенских войнах, например, о том, как богиня Тиамат восстает против Мардука, о чем подробно рассказывается Нейл Форсит. Ветхий Завет стоит отдельно от всех этих религий, не принимая и не проповедуя их учений, хотя в Библии и существует целый ряд мест, упоминающих их, как мифы. Возьмем хотя бы Пс 103, который полон намеков на миф о Нинурте. Однако Богодухновенный писатель подчеркивает, что на колеснице “на крыльях ветра” шествует не Нинурте, а Яхве. Считалось, что Нинурте воевала с сатаной, обитавшим в “водах”. Однако в Пс 103 говорит о том, что это Яхве образует моря и океаны, или бездну (евр. техом - родственное Аккадим, сатане и Тиамат) по Своему желанию, которому никто не может воспротивиться. В Иов 26,5-14 прослеживается целая цепь намеков на Хананейскую мифологию о вселенских войнах, однако главное, о чем говорится в этом месте, это всемогущество Яхве, Который во всем намного превосходит даже вымышленных богов. “Рефаимы трепещут (намек на миф о царстве мертвых)… и нет покрывала Аваддону… распростер Цафон… Силою Своею волнует море (намек на бога Ямм)… разумом Своим сражает Раав. От духа Его - великолепие неба (намек на миф о том, как дракон очищает небо); рука Его образовала быстрого скорпиона”. В сравнении с Яхве все эти боги маломощны, и если и творят “великолепие неба”, то только лишь благодаря силе и власти Яхве, ибо они просто-напросто не существуют на самом деле. Еще один всем хорошо известный пример - это денница, или же “Люцифер” – место, где повествуется о восходе и падении царя Вавилона, в котором вовсе не встречаются слова “сатана”, “диавол” и “ангел”. Однако сравнение Вавилонского царя с денницей, с утренней звездой предполагает существование связи этой истории с Ханаанским мифом о Афтар, “блестящем сыне зари”, который стремился вознести престол свой на краю Цафон, чтобы превзойти Ваала, но был низвержен. Скорее всего Исаия хотел сказать Израилю и Иуде, что следует обращать гораздо большее внимание на царя Вавилонского, на свои земные дела, нежели забивать голову размышлениями вселенского масштаба, мифами, с которыми они безусловно были знакомы. Народу Божию угрожала не какая-то шайка небесных бунтовщиков, а более близкий к ним царь Вавилона. Вавилонские полчища вторгались в Израиль наподобие возрастающей луне. К тому же “север” у язычников ассоциировался с происхождением богов зла. И пророки пытались донести до своего народа то, что им не стоит опасаться подобных страхов, ибо они будут осуждены не богами, а самыми обыкновенными людьми, пришедшими с севера, и осуждены исключительно за свои собственные грехи. Им нужно был отбросить все свои вселенские мифологии и повернуться лицом к земным, действительным реалиям человеческой жизни. Именно по этой причине Иезекииль говорит о царях Тира и Египта мифологическим языком Тиамат, Мот и прочее, ибо они были пойманы, как крокодил (= дракон, чудовище, “танним” - ср. с Тиамат), чтобы быть убитыми (Иез 29,3-5; 32,3-31). И опять-таки, главное о чем здесь сказано является призыв, чтобы народ Израильский перестал мечтать о сказках и обратил свой взор на действительно происходящие дела на земле.

читать дальше

@темы: Собрание истин и заблуждений

17:02 

Средневековые ведовские процессы

Иоганн Араго
Какова история развития средневековой демонологии? Какое влияние на теологию оказало учение Августина? Как концепция Фомы Аквинского изменила представления о договоре с дьяволом в позднее Средневековье? И в чем отличие колдовства от ереси? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Ольга Тогоева.

postnauka.ru/video/5633

@темы: Собрание истин и заблуждений

13:46 

Договор с Дьяволом

Иоганн Араго
Феофил Раскаявшийся или Феофил из Адана (ум. в 538 г.) был священником, заключившим сделку с дьяволом, как говорят, ради того, чтобы возглавить церковную епархию. Легенда о нем важна потому, что это старейшее, из сохранившихся, практически, без изменений за 1.5 тыс. лет, упоминание о заключении договора с дьяволом.

Евтихий, выдающий себя за очевидца событий, является автором удивительной истории о Феофиле. Хотя Феофил считается историческим персонажем, легенда, связаная с ним, считается апокрифом (текст, не признанный церковью) по своей природе.

Феофил был архидиаконом Адана, в Северной Киликии (сейчас эта территория является частью Турции). Он был единогласно избран епископом, но из смирения и кротости отказался принять сан. Другой человек был назначен на его место. Новый епископ решил отдалить от себя Феофила, оговорил его, обвинил в колдовстве и на основании этого лишил сана архидиакона. Тогда Феофил пожалел о своем смирении и ради торжества справедливости решил вступить в сговор с сатаной, положившись на помощь колдуна, разбиравшегося в этом. Колдуном оказался "старый злой еврей", что привел монаха на волшебный перекресток и прочитал магию призыва. Явился дьявол и в обмен на помощь потребовал, чтобы Феофил собственной кровью подписал отречение от Христа и Девы Марии. Феофил выполнил уговор, и дьявол устроил все так, что вскоре Феофил был оправдан церковными властями и получил сан епископа.

Годы спустя, опасаясь за свою душу, Феофил раскаялся в содеянном и молился Богородице о прощении. После сорока дней поста Богородица явилась ему и стала осуждать его поступок. Феофил искренне просил прощения, и тогда Мария обещала ходатайствовать о нем перед Богом. Затем Феофил постился еще тридцать дней, после чего Мария явилась ему снова, и даровала отпущение грехов.

Сатана не пожелал уступить свою власть над Феофилом: через три дня священник проснулся и обнаружил слова проклятого договора на собственной груди. Тогда он прилюдно огласил историю о сделке с дьяволом, затем сжег договор, и возликовал от радости, что свободен от бремени ужасной сделки.

читать дальше

Источник

@темы: Собрание истин и заблуждений

12:56 

Оригинал договора с Дьяволом

Иоганн Араго
Как юридическим аспектом крещения являлся договор с Богом, так и колдовская инициация подразумевала подписание конкордата с Сатаной. Дифференциация на «черных» и «белых ведьм» неприемлема для христианской демонологии, поскольку любая форма ведьмовства апеллирует к субстанциональному Злу, так как требует подписания соглашения с дьяволом. Договоры с дьяволом не были следствием патологического воображения организаторов «охоты на ведьм». Прецеденты таких соглашений известны медиевистам. На Руси лица, предающие душу дьяволу, скрепляли текст договора кровью и бросали в омут. Конкордат с Сатаной предполагало самозванство, ибо нельзя было отречься от крестного имени, не прибегнув к содействию преисподней. Не случайно за самозванцами закрепилась слава чародеев.



На инквизиционных процессах ведьм обвиняли не за то, причинили ли они вред людям, а за само общение с дьяволом. Даже если ведьма не причиняла вреда, а приносила пользу, она осуждалась, в силу того, что отвергала Бога и признавала законы его врага.

При широкой трактовке, которой придерживались Ориген и Блаженный Августин, любые заговоры, предсказания, гадания, литуры не обходились без договора с дьяволом «Все суеверия, – заявлял Августин, – вырастают из гнусного соглашения людей и демонов, безнравственного договора о предательской дружбе, который следует отвергнуть по сути». Договор с дьяволом описывал впоследствии Фома Аквинский. Официально теория о том, что любое колдовство включает в себя договор с дьяволом, была утверждена в 1398 Парижским университетом. Легенды о продаже «души дьяволу» были весьма популярной темой средневекового народного фольклора. Широкое распространение имел старинный рассказ о соглашении между Теофилусом и дьяволом, подписанном кровью. Сюжет о договоре с дьяволом был обессмертен благодаря легенде о Фаусте.

читать дальше

@темы: Собрание истин и заблуждений

10:57 

Антуан Ксавье
Пальцы Вансетти забегали по машинке. Две-три минуты ничего особого не происходило, лишь давала себя знать духота, да гудел бойлер, да постукивало-попискивало устройство в руках Вансетти. И нетерпеливо притоптывал Рудгуттер.
Вдруг в комнатке стало заметно жарче.
И пошла глубокая инфразвуковая дрожь. Проявился слабейший красновато-коричневый свет и маслянистый дым. Пошел звук — сначала глухой, потом резкий.

У каждого возникло неприятное ощущение, будто его что-то куда-то тянет, и все поверхности заиграли красными мраморными бликами, и оттенки постоянно менялись, будто свет проходил через кровавую воду.

Наверху что-то дрожало. Рудгуттер запрокинул голову, всматриваясь в воздух, который теперь казался свернувшимся и пересохшим. За столом появился дородный мужчина в щегольском темном костюме. Он медленно наклонился вперед, опустил локти на бумаги, которыми вдруг оказался покрыт стол. Мужчина ждал. Вансетти глянул через плечо Рескью и ткнул в сторону призрака большим пальцем.

— Его потустороннее сиятельство, — заявил он. — Посол ада.

— Мэр Рудгуттер, — приятным низким голосом проговорил демон. — Рад снова видеть вас. А меня, видите, текучка замучила, совсем закопался в бумагах.
Люди обеспокоено поглядели вверх.
У посла было весьма необычное эхо — через полсекунды каждое его слово повторялось ужасающим воплем истязаемого. Крики были негромки, как будто едва достигали этой комнаты, пролетев многие мили, отделявшие ее от ада.

— Чем могу быть полезен? — продолжал демон.
— Чем могу быть полезен? — повторил жалобный до чудовищности вой.
....
Вокзал потерянных снов

@темы: Тёмная сторона мира. Версия

13:11 

Александр Амфитеатров. Дьявол в быту... Продолжение 1 главы

Иоганн Араго
Не имя намерения засорять сообщество полной версией книги А. Амфитеатрова даю еще один фрагмент со ссылкой на возможность он-лайн чтения. По этой же ссылке можно книгу скачать.


В солнечном мифе Сэт теперь рассматривается не только как злейший и неумолимый враг своего брата Озириса, его убийца и похититель его престола, но также как злая сила в системе двух противоположных мировых начал, так что в этом порядке всякое благо приписывается кроткому и светлому Озирису и всякий вред ставится на счет свирепого и темного Сэта, Вместо прежних лестных эпитетов Сэт теперь обзывается в заклинаниях «аспидом, вредным пресмыкающимся, которого яд сожигает, разбойником, приходящим для того, чтобы украсть свет божества» и т.д. Красный цвет, посвященный Сэту, потому что в одном из превращений своих он принимал вид красного гиппопотама, объявляется проклятым и в знак войны со злым божеством египетские жрецы закалывают на жертвенниках своих богов животных красной шерсти, словно пленников из враждебной, побежденной армии. Развивается миф о мести Гора за отца своего Озириса и победе его над Сэтом. Страною Сэта объявляется жгучая пустыня — так называемый «Красный» пояс, обнимающий собой гористую часть восточного Египта до берегов Красного моря и, в особенности, часть пустыни, расположенная к югу нижнего Египта, включая сюда и Синайский полуостров. Здесь вотчина и территория Сэта, и, в силу этого, местности эти почитаются несчастными и отверженными. Таким образом, не перестав быть солнечным богом, Сэт, возможно думать, стал представлять собой, так сказать, отрицательное солнце: сосредоточил в себе злые и губительные стороны беспощадного африканского зноя, которые логика новой развивающейся морали не позволяла более приписывать абсолютному солнцу–добру, Озирису и Гору.

Ведь в выжженных странах древней Африки, по словам доктора Беккера, «восхода солнца всегда боятся… И на солнце смотрят как на всеобщего врага». Слова эти напоминают древние Геродотовские описания атлантов или атарантов, которые живут во внутренней Африке и проклинают солнце при его восходе, понося его позорной бранью за то, что оно посылает на них и на их страну свой жгучий зной. В настоящее время подобные атланты или атаранты развелись и у нас в России. Г. Ф. Сологуб в романах и стихах своих ведет яростную войну с Солнцем, как злым, враждебным человечеству, богом, Змеем, именно как египтянин сражался бы с Сэтом или его преемником Сатаной. По всей вероятности, отголоски древнего представления о Сэте надо видеть в отношении кочующих цыган к их демоническому божеству, носящему имя Девель (дьявол). Это — великий бог неба (Dewa, Deus). Но он скорее внушает страх, чем любовь, этим вечно живущим на воздухе, гонимым людьми, так как он своим громом и молнией, снегом и дождем затрудняет их странствия, а ночные светила его мешают их темным деяниям. Поэтому они жестоко клянут его, если их постигает какое–нибудь несчастье, а в случае смерти ребенка говорят, что Девель съел его.

Потребность очистить идею божества от злого элемента растет в еврействе вместе с культурой и приводит иудаизм на ступень христианства, в котором бог безусловно благ, а зло в мире является отрицательной силой, выделившуюся из его компетенции на положение бунтующего могущественного вассала. Является идея Сатаны как черного под–бога, анти–бога, захватившего во власть свою чувственный мир и испортившего его настолько глубоко, что для спасения человечества становится необходимой со стороны самого всемогущего бога великая жертва: сын божий должен предать себя в добычу той самой смерти, которую хитрость Сатаны ввела в мир. Громадный период человеческой истории проходит в христианских понятиях, под такою безусловною и невозмутимою властью Сатаны, что от нее не могут избавить человека ни вера в бога, ни добродетельная жизнь: все ветхозаветные святители очутились, по смерти, в аду, вместе с лютейшими грешниками. Словом, с лишком пять тысяч лет церковного счета Сатане было не о чем беспокоиться: тяжелые дни наступили для этого вассала, привыкшего быть королем, только с приближением Искупителя. И идея Сатаны к моменту этому была уже настолько могущественна в иудейском мире, что евангелие выводит Сатану дерзнувшим на, — казалось бы, по существу своему бессмысленную, — попытку искусить самого Искупителя, а апостол христов изображает дьявола львом рыкающим, ищущим кого поглотити.

Акт искупления свершился, но мир его не ощутил или ощутил столь частично, что за Сатаной, потерявшим из ада великое множество спасенных христом мертвых, остались неисчислимые миллионы живых в настоящем и будущем, причем последнее оставлено бессрочным. Угроза страшного суда над человечеством, в котором будет низвергнут князь мира сего, обещает только внезапность расправы этой, которой прекратится и время. Но историческое течение веков после Искупления не явило себя в человеческих глазах практически различным от течения веков до Искупления. Последнее, таким образом, принимает в воображении верующих вид как бы счастливого перерыва между двумя долгими пытками. «христос разбил врата адовы, проник в царство мрака, вывел населявших бездну; но вслед затем врата снова укрепляются, мрак сгущается, и бездна вновь заселяется». И никогда на земле не было столько речи о Сатане и не боялись его столько, как — в искупленном христианском человечестве, после победы христа над вечным врагом. Напрасно ап. Павел уверял свою паству, что победа это совершенная и окончательная, и что царь смерти уничтожен смертью христа. Зрелище настоящего было против него, и христиане, веря в решительность победы христа над Сатаной, предпочитали, однако, относить ее, вслед за Апокалипсисом Иоанна, на конец мира. В текущей же жизни, среди разлагающейся языческой культуры, они и чувствовали Сатану и трепетали перед ним более чем когда–либо. Отпечаток извечного зла, зримый каждому хоть сколько–нибудь философскому уму, не мог быть стерт одним прикосновением религиозной доктрины. На Сатану было взвалено так много ответственности, что убрать из мира столь деятельную и творческую силу оказалось весьма нелегко: она густо обволокла землю своими следами, и «нежный душистый цветок учения христова едва пробивался сквозь эти слои».
Не творением ли Сатаны был пестрый политеизм, который очаровывал и соблазнял души? Юпитер, Минерва, Марс и все боги Олимпа, не были ли его воплощением или, по крайней мере, служителями его воли, исполнителями его планов? Жизнерадостная роскошная культура язычества, процветание искусств, отважная философия, власть богатства и честолюбия, идеалы любви и праздности, беспредельный разврат, не его ли все это обманы, не способы ли и орудия его владычества? Римская империя — не царство ли Сатаны? О, конечно. Это — Сатану обожают в храмах, это его славословят на публичных празднествах, это — Сатана сидит на троне цезарей и триумфатором восходит на Капитолий.

Так–то значение Сатаны росло для христианского воображения в зрелище языческого мира, окружавшего горсть христиан своим красивым величием. Во всяком проявлении практической жизни, вокруг шумевшей, христианин видел отражение вечного врага христова, который, после своего поражения, как будто еще больше обозлился, осмелел и усилился, Ядовитее гидры и многообразней Протея ползет он из каждой щели житейской, наполняя ужасом и унынием христианские души. Тертуллиан и другие советуют и внушают прекратить всякое общение с язычниками, отказаться от их игрищ и празднеств, от профессий, так или иначе соприкасающихся с идольским культом. Ну, а тогда — жить–то как же? И, если даже умудришься, как быть уверенным на этой земле и в этом воздухе, пропитанных нечестием и грехом, что сохранишь чистыми мысль свою и сердце?

Но Сатане мало соблазнов и козней, так сказать, оборонительных. Он переходит в наступление, со всех сторон осаждает вновь основанную церковь, день и ночь таранит он ее стены и успешно пробивает их, то стараясь утопить христову веру в крови воздвигаемых гонений, то увлекая бесчисленное множество агнцев паствы христовой в пагубные ереси. Наглядность столь очевидно царящего зла все более и более смущает веру в победу христову как факт, уже бывший, и обостряет надежды на второе пришествие, которого ждут скоро, скоро, и вдохновенные ясновидцы, вроде автора «Апокалипсиса» Иоаннова, упования эти подогревают своими обещаниями.

Но второе пришествие не спешит, и извечное зло стоит, как было, и даже растет. Тогда, под давлением этой бесспорной осязательности, в христианстве начинается реакция в сторону дуализма. Церковь выделяет множество еретических сект, из которых многие проповедуют дуалистическое христианство, мало чем отличающееся от персидского язычества. В теориях гностиков Сатана вырастает значением, понимаемый уже не как порочный и падший узурпатор, подхвативший отпавшие от божества средства и свойства зла, но как создатель вещественного мира, как самостоятельное и независимое злое начало, современное добру и находящееся с ним в борьбе. Это возвеличение Сатаны не остается без влияния на теорию искупления. Климент Александрийский и Ориген еще утверждали, что вся тварь, не только люди, но и сам дьявол, рано или поздно возвратятся к богу, а бл. Августин уже полагает, что бог спасет лишь немногих избранных, большая же часть рода человеческого достанется в добычу дьяволу.

@темы: Собрание истин и заблуждений

13:35 

Александр Амфитеатров. Дьявол в быту... Продолжение 1 главы

Иоганн Араго
По общепринятому ранее мнению, свою демонологию, т.е. идею, теорию и феномены дьявола, евреи вынесли из плена Вавилонского, воспитав ее в соприкосновениях с маздеизмом. В настоящее время, когда доказаны вавилонские источники и первовлияния, давшие основу праву и мифу Пятикнижия Моисеева, было бы слишком смело считать еврейского дьявола столь молодым. Однако нельзя не заметить, что понятие и образ злого духа, отличного от добрых, определяется в библейском мифотворчестве не ранее пленения. В Книге Иова Сатана еще является среди ангелов неба и отнюдь не рекомендуется заклятым противником бога и разрушителем его создания. Это только дух-скептик, дух-маловер, будущий Мефистофель, близость которого к человеческому сомнению и протесту против фатума прельстит впоследствии так многих поэтов и философов. Власть его - еще по доверенности от божества и, следовательно, одного с ним характера: она только служебность, истекающая из высшей воли. В бедствиях Иова он не более как орудие. Ответственность за необходимость непостижимых и внезапных страданий праведника божество, собственными устами, принимает на себя в знаменитой главе, которая даже нашего резонера Ломоносова сделала поэтом. Дьявол Книги Иова - скептик, дурно думающий о человеке и завидующий ему перед лицом высшей Святости, но, в конце концов, он только слуга по такого рода комиссиям, к которым Высшая Святость не может, так сказать, непосредственно прикоснуться, ибо это унизило бы идею ее совершенства. Это фактотум неба по злым делам. Еще выразительнее выступает роль такого фактотума в знаменитом эпизоде Книги Царств о духе, принявшем от бога поручение обманом своим погубить царя Ахава. Этот дух даже не носит еще клички злого, темного, дьявола и т.п. Он - ангел как все, как тот страшный ангел, который в одну ночь совершает необходимые бесчеловечные бойни: избиение первенцев египетских, истребление Сеннахеримовых полчищ и пр.

Но мало-помалу Сатана определяется и совершенствуется.
У Захария он уже враг и обвинитель избранного народа, желающий лишить его божественного благоволения. В Книге Премудрости Соломоновой Сатана - разрушитель и развратитель божественного миростроительства, тот, кто из зависти подстрекнул прародителей к греху и из зависти же ввел в мир смерть. Он — яд, портящий и позорящий творение божье.
В апокрифической Книге Еноха, в особенности же в ее древнейшей части, впервые звучит идея близости дьявола с человеком, и вина его изображается как отступничество от божества в сторону человечества, измены небу для земли. Дьяволы Еноха - ангелы, павшие через любовь к дочерям человеческим и позволившие оковать себя путами материи и чувственности. Этот миф, как замечает Артуро Граф, носит в себе глубокую идею - отсутствие в природе существ, по самому происхождению злобно-демонических; такие существа, т.е. мысли и действия в образах, - плоды человеческой эволюции.

Действительно, в другой, позднейшей части того же апокрифа демоны оказываются гигантами, рожденными от женщин земли в союзе с ангелами, изменившими небу.

читать дальше

Продолжение следует...

@темы: Собрание истин и заблуждений

Хроники темного пламени

главная